Содержание  |  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  |  11  |  12  |  13  |  14  |  15  |  16

   Упражнения

1. Внесение осознанности в свои состояния
   Не осуждая, не считая, что одно лучше другого, начните осознавать, когда вы общаетесь в отношениях из защиты и из уязвимости.
   а) Как это ощущается в теле?
   б) Как звучит ваш голос?
   в) Каково качество вашей энергии?
   г) Как люди откликаются, когда вы в одном или в другом?
   д) Как вы относитесь к себе, когда вы в одном или в другом?
   ж) Какого рода контакту вас с Внутренним Ребенком, когда вы в одном и в другом?

2. Внесение осознанности в уровень честности
   Рассматривая самых важных в вашей жизни людей, спросите себя:
   а) Какие секреты я скрываю от этого человека?
   б) Как это влияет на то, как я общаюсь с этим человеком?
   в) Как чувствуется внутри, когда я нечестен с этим человеком?
   г) Если я нечестен, чего я боюсь?

3. Внесение осознанности в разделение пониманий
   Рассматривая самые важные отношения, спросите себя:
   а) Какие понимания мы разделяем о дружбе и отношениях?
   б) Какие понимания мы разделяем о духовности?
   в) Какие понимания мы разделяем о сексе?
   г) Какие понимания мы разделяем об общении?

4. Разделение уязвимости
   Это упражнение можно делать в одиночестве как упражнение в осознанности, или, если вы решите делать это с возлюбленным(ой) или близким другом, у каждого должно быть равное время, чтобы говорить. Если вы начинаете обвинять или теоретизировать, это признак того, что вы переместились из уязвимости в защиту.
   Выбрав самых важных в жизни людей, спросите себя:
   а) Как я чувствую себя внутри с этим человеком?
   б) Что бы я хотел ему сказать?
   в) Есть ли какая-нибудь невыраженная боль?

   Ключи

1
   В сознательных отношениях проблема никогда не в другом человеке. Проблема возникает из нашего собственного состояния сознания. Нам просто нужно спросить себя, каким образом наш Эмоциональный Ребенок показывает себя (пять поведений), и что он чувствует (пять чувств).

2
   Более глубокое понимание нашего Раненого Ребенка естественно приводит к большему сознанию, чувствительности и центрированности в близких отношениях. Мы можем осознать различия между состоянием ума Ребенка и более центрированным состоянием сознания. Мы начинаем понимать, что способствует доверию, и что его разрушает, и что, раня другого, мы раним себя.

3
   Сознательные отношения построены на определенных пониманиях, которые приходят, когда вуаль Эмоционального Ребенка больше не закрывает нам глаза. Одно из них: что мы одиноки и не можем ожидать от другого, чтобы он(а) снял нашу боль и страхи. Второе: уважение наших границ зависит от нашего самоуважения. И, в конце концов, близость и свобода не противоположны друг другу. И то и другое зависит от нашего уровня храбрости в том, что бы сталкиваться со страхами Эмоционального Ребенка.

   Глава 24
   Качества

   В состоянии ума Эмоционального Ребенка мы редко по достоинству ценим собственную красоту и естественные качества. Эта способность блокируется стыдом Например, Диана, участница одного из наших тренингов — теплый, любящий и игривый человек с уникальным и ярким умом. Она сразу же располагает к себе людей. Но Диана не видит в себе никаких особенных качеств. Она считает себя просто толстой, нудной и унылой. Она так отождествлена со стыдящимся образом себя, что ей трудно увидеть что-нибудь за его пределами. В определенном смысле мы все страдаем той же проблемой, что и Диана. Мы можем легко отождествиться со стыдом и забыть, что в нас есть ценного, красивого и особенного.
   Да, когда мы начинаем осознавать, что мы уникальны и особенны, мы также начинаем разрушать отождествленность со стыдом. Диана прошла третью часть интенсива продолжительностью в год и половину этого процесса — с нами. С каждым месяцем она все более осознает, что обладает большим, чем кажется ее Эмоциональному Ребенку. Она начинает ценить собственные дарования и уникальные формы, в которых они в ней проявляются. Не осознав своих индивидуальных качеств, мы не сможем узнать, как нам внести свой вклад в жизнь, и остаемся без чувства принадлежности и ценности.
   Жизнь подобна семени, посаженному в почву, и если семя поливать, удобрять и о нем заботиться, оно расцветает. Если этого не делать, оно остается спящим в ожидании цветения, или может даже умереть. Может быть, мы получили послание, что наша человеческая ценность определяется тем, что мы делаем, и научились измерять собственное достоинство успешностью выражения своих дарований. Часто мы получаем сбивающие с толку и противоречивые послания. Нам говорят, что нас любят независимо от того, что мы делаем, но в глубине мы знаем, что в действительности ценятся успех и достижения. И в результате мы вырастаем с верованием, что важно то, что мы делаем, а не кто мы такие. К бытию не присоединяется никакого пространства и никакой ценности — только к деланию.
   Я думаю, что родители сталкиваются с чрезвычайно трудной работой в том, что касается поддержки дарований детей. Как дать ребенку силу и уверенность, чтобы он упорно продолжал преодолевать преграды и разочарования, следуя своему творчеству, и все же показать ему, что наше цветение происходит в расслаблении и ощущении себя? Моему отцу пришлось преодолеть травму, полученную оттого, что он рос евреем в чрезвычайно антисемитском мире, и, кроме этого, у него была сильная близорукость. То и другое дало ему мощную целеустремленность, но вместе с тем и убеждение, что единственный способ добиться успеха состоит в сравнивании себя с другими и соревновании. Чувствительность моего отца оказалась подавленной тяжким бременем постоянной необходимости утверждать, что он чего-то стоит. Часто кажется, что у нас нет никакого выбора, кроме как подгонять, контролировать, сравнивать себя с другими и бороться за выживание. Но тогда наше самовыражение становится агонией и напряженной борьбой, и мы курсируем между стремлением к первенству и подавленностью. Эта дилемма создает внутри глубокое беспокойство и боль. Мы понятия не имеем о том, что наше цветение может быть естественным и спонтанным излиянием наших дарований и качеств. Если мы действительно добиваемся успеха, то приписываем всю заслугу своим навыкам выживания и знанию законов джунглей, но не изяществу. Нам трудно себе представить, как бы это было, если бы развитие наших талантов происходило в атмосфере изящества.

...
Негативная обусловленность качеств
   1. Вы не хороши, или недостаточно хороши.
   2. Нет никого, чтобы указать вам путь к нахождению того, кто вы на самом деле.
   3. Ваша ценность определяется тем, что вы делаете.
   4. Жизнь развивается по закону джунглей, и чтобы сиять, вы должны соревноваться и бороться.

   Обусловленность, которую большинство из нас получает в отношении собственных качеств, резко контрастирует с историями о том, как духовные мастера направляют учеников в развитии их дарований. Это ценные вдохновляющие истории о том, как нам расцвести в изяществе. У меня был такой опыт. Когда двадцать лет назад я впервые приехал в Индию, в ашрам моего мастера, у меня было твердое намерение работать в этом сообществе терапевтом. Мне нравилась идея комбинировать терапию и медитацию, и я думал, что не может быть ничего чудеснее, чем делать то, что я люблю, во вдохновляющей обстановке. Люди сотнями съезжались со всего мира, чтобы расти и учиться. Кроме того, те, кто помогал людям в этом месте, делали новую оригинальную работу, сочетая последние трансперсональные методы психологии с медитацией, под личным руководством просветленного мастера. Чтобы осуществить мечту, я оставил процветающую практику в Калифорнии.
   Начиная работать в коммуне, я намеревался быстро стать одним из терапевтов элитной группы. Вместо этого я провел семь лет, делая что угодно, но только не занимаясь терапией. Я мыл посуду, убирал комнаты резидентов, столярничал и строил, водил автобусы, имел медицинскую практику — я делал все, кроме того, чем я хотел заниматься. Я пережил агонию. Я не хотел покидать сообщество, потому что это было единственное место, где я хотел быть. Все же мне пришлось наблюдать, как мои самые близкие друзья делают в точности то, что хотел делать я, и бояться, что никогда не смогу осуществить свое творческое предназначение. Каждый год я писал письмо моему мастеру, спрашивая его, не думает ли он, что я готов. Каждый раз он отвечал, что то, чем я занимаюсь, мне прекрасно подходит.
   В конце концов, потеряв всякую надежду на то, что моя мечта осуществится, я получил послание с приглашением начать работать терапевтом. Довольно странно, но, в конце концов, я начал испытывать удовлетворение от того, что делал. Теперь я неописуемо благодарен за то болезненное время. Я вижу, что это было своего рода периодом тренировки, и он научил меня человечности. Я осознаю, что успех моей работы — скорее результат пяти лет ожидания, чем всех лет обучения. Кроме того, то время выработало во мне целеустремленность. Недавно один из друзей спросил меня, что происходило с моей страстью к терапии все те годы, которые я ждал. Я задумался на мгновение и ответил, что ожидание заставило меня осознать, что ничто не помешает мне осуществить мечту. Уверенность разожгла внутри меня огонь, который помог мне пройти через все разочарования, поражения, отвержения и преграды, встречавшиеся по пути.
   Мастер признает дарования ученика, но подвергает его испытаниям, которые строят в нем медитацию, силу характера, способность быть стойким, доверие, сострадание и терпение. Мой мастер всегда ясно говорил, что наши навыки — это не мы, и наша человеческая ценность не определяется тем, что мы хорошо умеем делать. Наше дарование — это естественное разворачивание сонастроенности с жизнью и развитие собственного внутреннего чувства совершенства. Успех или поражение неважны, важно только настроиться на выражение наших способностей в гармонии и потоке существования. Важно только углубление нашей медитации — осознанность, способность быть в моменте с нашим искусством. Фактически, само искусство — только лаборатория для медитации, ничего больше. Все искусства равны. Различается только степень преданности, гармоничности и присутствия. Все, что нам нравится делать, и к чему у нас есть естественный талант, равно. Будь то садоводство, боевые искусства, игра на флейте, приготовление еды, целительство или заваривание чая.
   Когда нам не хватает гармонии и настроенности на собственные таланты, мы можем начать стремиться достичь других качеств и взвешивать собственные достижения, сравнивая себя с другими. Это болезненное и нескончаемое усилие, которое очевидно уводит нас от центра. Как только мы начинаем осознавать качества и дарования, которые были в нас всегда, мы также начинаем видеть, что их ценность не зависит от сравнения и даже признания. Просто мы именно такие.

...
   Это просто факт — каждый уникален, и у каждого есть определенная индивидуальность. Нужно только отбросить идеи о том, какими люди должны быть, и заменить той философией, что, какими бы люди ни были, они красивы. Весь мир людей может быть таким любящим и радостным местом, если мы сможем принимать людей такими как есть...
Ошо

   Упражнения

1
   Сядьте и закройте глаза. Уделите несколько мгновений тому, чтобы настроиться на внутреннее. Вообразите, что сидите напротив кого-то, кто глубоко вас любит и видит ваши дарования и уникальность лучше вас самих. Что бы этот человек сказал о вас? Может быть, вы захотите это записать.

2
   Влияет ли соревнование и сравнение на цветение ваших качеств? Как вы с этим справляетесь? Какие конкретные стратегии вы используете, чтобы расцвести в творчестве? Как эти стратегии отражают ваши убеждения о соревновании и сравнении?

3
   Теперь вообразите мир без соревнования и сравнения. Как бы ваши качества расцвели в таком мире?

   Ключи

1
   Нас приучили верить, что наша ценность основывается на представлении результатов, и что нам нужно соревноваться, чтобы наши качества расцвели. Большинство из нас, вместо поддержки в развитии естественных качеств, получили подавление, отсутствие поддержки или осуждение.

2
   Вследствие негативной обусловленности мы верим, что жизнь развивается по законам джунглей. Мы откликаемся на это учение, либо подавляясь в стыде, либо толкая себя к его преодолению. Наши отношения с естественными качествами полны напряжения, борьбы и страха.

3
   Есть другой способ, который духовные мастера применяли веками, — направляя учеников к тому, чтобы найти себя и свои дарования. Этот способ не основан на соревновании, сравнении и борьбе и для западного ума непонятен. Он основан на вхождении в свой внутренний мир и построении внутренней решимости. Он предполагает углубление связи с существованием и позволение естественным дарованиям развернуться в результате внутреннего процесса. Он основан на том, чтобы обнаружить изящество и отпустить борьбу.

   Заключение

...
   Есть история о дзэнском студенте, который пришел к мастеру, Банкею, с вопросом.
   — Мастер, — сказал он, — я страдаю от стихийного гнева. Как мне научиться с ним справляться?
   — Покажи мне этот гнев, — ответил мастер, — это звучит интересно.
   — Я не могу его показать, потому что прямо сейчас его нет.
   — Но тогда принеси его мне, когда он появится.
   — Но я не смогу его тебе принести, когда он со мной случится, — возразил студент. — Он возникает неожиданно, и я обязательно его потеряю, прежде чем дойду до тебя.
   — В таком случае, — сказал Банкей, — он не может быть частью твоей настоящей природы. Бсли бы он был ее частью, ты мог бы мне его показать в любое время. Когда ты родился, у тебя его не было — поэтому, наверное, он пришел к тебе снаружи.
(История из карт Ошо Нео Таро)
   Мы можем сказать то же самое не только о гневе, но и обо всех остальных аспектах Эмоционального Ребенка. Это не части нашей истинной природы. Все же мы живем так, словно это ее части. Мы можем задаться вопросом, какой бы была жизнь и какой бы была любовь, если бы они не управлялись Эмоциональным Ребенком? Что происходит, когда мы оказываемся на некотором расстоянии от ожиданий, обвинений, реакций и всех стратегий манипуляций и контроля над другими? Какой бы была любовь без драмы, которую она провоцирует? Что случилось бы с нашей жизнью, если бы у нас было некоторое пространство от собственной тяги к достижению и непрерывного самоосуждения? Станет ли любовь скучной и пустой? Без постоянного подталкивания к мотивированию себя перестанет ли развиваться наше творчество? Без пристального взгляда нашего внутреннего судьи, начнем ли мы дегенерировать в психопатов?
   Эти вопросы, безусловно, возникают у меня. Но я могу признать, что они приходят из ума, из страхов и недоверия моей обусловленности. Я осознаю, что прошлое цепляется ко мне в форме всех моделей поведения и чувств, живущих внутри моего Эмоционального Ребенка. Они знакомы и безопасны. Они дают мне отождествленность. Без них я легко теряюсь. Но с ними моя жизнь становится бедствием. Разотождествление с Эмоциональным Ребенком — это процесс, требующий много времени, терпения и стойкости. Но мне помогает осознание того, что мне это нужно. Любовь не основывается на потребности, любовь основывается на сознании. В сознании я могу отделиться от нуждающегося Ребенка внутри и увидеть, что это только часть ума, созданная негативной обусловленностью. Это не значит, что я должен отрицать внутреннюю раненую часть себя, но могу признать, что она основана на прошлом. У нее нет реальности в настоящем. Не без причины Гаутама Будда сказал: «Ты достаточен сам по себе».
   Любовь, которую я разделяю с Аманой, не основывается на том, что мы нуждаемся друг в друге. Она основывается на том, что мы делимся сознанием, и на уважении друг к другу как к отдельным существам. Мы можем признавать, что у каждого из нас внутри есть Эмоциональный Ребенок со всем недоверием, стыдом, страхом, гневом и горем, который иногда проявляется в бессознательных реакциях, ожиданиях или нечувствительности. Но Эмоциональный Ребенок не создает любви. Напротив, он ее саботирует, когда я его не осознаю. Если Эмоциональный Ребенок не управляет моей жизнью, жар и страсть исчезают. Жизнь становится гораздо более прохладной. Она горяча и драматична из-за страхов Эмоционального Ребенка. По мере того как я становлюсь более центрированным внутри и более комфортно чувствую себя в одиночестве, страсть теряет свою хватку. Но я нашел, что вместо того, чтобы уменьшить любовь, это ее углубляет.
   Много лет назад я не мог себе представить, что творчество и способность добиваться успеха могут случиться без участия моего внутреннего погонщика. Я боялся, что просто сдамся собственной неуверенности. Учитель, который направлял и поддерживал меня в моем творческом развитии, часто мне говорил: «Криш, как ты можешь дать существованию шанс доказать тебе, что все происходит правильно и в правильное время, если ты все время подгоняешь себя и что-то делаешь?» Для меня одним из самых больших вызовов было не позволять амбициям и страхам руководить мною в этой области. Все же я ясно вижу из прошлого опыта, что все кончается хорошо и без моего постоянного вмешательства. Удаление Эмоционального Ребенка из области творческого выражения принесло мне громадное облегчение. Дарования остаются прежними и выходят на поверхность прекрасным и струящимся образом, даже если я не «заставляю события случаться». Постепенно я начинаю видеть, что погонщик во мне не имеет никаких заслуг.
   Без судьи, оценивающего каждое мое действие, я свободен расслабиться в жизни, естественно учась доверять собственному разуму, чувствительности и внутренней мотивации расти и найти себя. Все эти персонажи: погонщик, судья, нуждающийся ребенок — возникают в уме в ответ на страх. Когда-то мы верили, что они нужны. Но теперь они бесполезны и продолжают действовать как автоматические, бессознательные пережитки прошлого. С осознанностью и состраданием мы можем мягко отложить их в сторону и вернуться к своей истинной природе — доверию к тому, что у нас есть все, что нам нужно, чтобы жить гораздо более естественно и спонтанно. Чем большего расстояния я добиваюсь от моделей поведения и чувств Эмоционального Ребенка, тем более отношу заслуги к тем качествам, которым они принадлежат, — центрированности, талантам, состраданию, сердечности и внутреннему молчанию. Эти аспекты моего существа не всегда получали признание. Но чем более я их признаю, тем глубже расслабляюсь. Я принимаю, что в каких-то отношениях я стою у начала долгого путешествия. Но в конце туннеля я вижу свет.

...
   ...Я вам ничего не говорю о рае и аде, наказании или награде. Я просто вам говорю: продолжайте умирать для прошлого, чтобы оно не обременяло вам голову. И не живите в будущем, которого еще нет. Соберите всю энергию здесь и сейчас. Излейте ее в это мгновение, во всей тотальности, во всей интенсивности, к которой вы только способны... Бояться нечего.
   Существование — ваша мать. Вы — его части. Оно не может вас затопить, оно не может вас разрушить. Чем более вы его знаете, тем более чувствуете поддержку и энергию; чем более вы его знаете, тем более чувствуете себя блаженными; тем более вы есть...
Ошо

Содержание  |  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  |  11  |  12  |  13  |  14  |  15  |  16